22 октября 2025 | Время чтения: 9 минут

Репутация бренда

Хорошая узнаваемость и мощное коммьюнити вокруг продуктов или услуг — это вовсе не утопия, а реальность при грамотной работе с репутацией бренда. Поэтому если вы стремитесь к успешному развитию своего бизнеса, самое время разобраться с понятием «репутации бренда» и определить, как же компании ей управлять.
Репутация важна не только для людей, но и для проектов различных сфер деятельности. Клиенты, партнеры и потенциальные сотрудники должны доверять компании для выбора ее товаров или услуг, а также возможного сотрудничества. Поэтому они обращают внимание на доказательства в виде реальных рейтингов, отзывов и рекомендаций. Если они несут в себе положительный заряд, значит, бизнес все делает правильно.

Что такое репутация бренда

Знаменитая фраза первого долларового миллиардера Джона Рокфеллера:
«Заработайте репутацию, и она будет работать на вас»
Так что же скрывается за данным понятием и чем оно так важно для бизнес-проектов?
Репутация бренда — это общественное мнение, потребительские оценки, которые формируются после взаимодействия с ним. Кирпичиками ее фундамента является пользовательский опыт: от приобретения и использования товаров или услуг, сотрудничества с партнерами и поставщиками до различных коммуникаций через онлайн- и офлайн каналы.
Практически любая информация о компании, включая отзывы и мнения публики, благодаря соц. медиа достаточно быстро становится доступной широкой аудитории, поэтому к коронной фразе Джона Рокфеллера хотелось бы добавить, что нужно также регулярно уделять внимание репутации или масштабно работать с ней при наличии негатива.
В 2023 году бренд Victoria’s Secret вновь попытался громко заявить о себе на фэшн-арене, но попал в скандальную ситуацию. В августе Джоджа Кэт стала хедлайнером своего шоу-камбэка Victoria’s Secret VS World Tour, а через месяц певица знатно подпортила репутацию компании.
Она появилась на мероприятии в стильном платье бренда, но затем выложила в запрещенной соцсети несколько неожиданных сторис, в которых коллекция — её удобство и качество, представлена в негативном свете. Исполнительница поделилась своим мнением и не скупилась на хлёсткие слова. Victoria’s Secret пришлось столкнуться с неприятными последствиями, поскольку продажи просто обвалились. Скандал со временем удалось замять, но воссоздание репутации бренда потребовало немало усилий.
Что ещё важно понимать: репутация бренда отличается от имиджа. Эти понятия нередко путают, но ключевое различие состоит в следующем:
  • кто формирует — имидж создает сам бренд, а репутацию те, кто с ним непосредственно взаимодействует;
  • пути формирования — имидж создается посредством различных форм рекламы, инструментов маркетинга, визуала и tone of voice. Здесь весомое значение имеет визуализация бренда, его рекламная активность и медийность, которые призваны сформировать в сознании аудитории нужную картинку и ассоциации. Репутация же складывается, прежде всего, из опыта потребителей через взаимодействие в реальной жизни. Компании также вполне способны влиять на данный опыт посредством определенных инструментов, но подробнее об этом далее;
  • суть понятий — имидж является образом бренда, который формируется в сознании аудитории практически мгновенно, иногда достаточно всего нескольких касаний. Репутация отражает реальную оценку компании и складывается годами на основе клиентского опыта и личных выводов. Разница между тем, каким бизнес хочет казаться, и тем, каким его видят на самом деле, нередко оказывается значительной;
  • цель бизнеса — имидж необходим для привлечения клиентов, а репутация позволяет их удерживать.
Понятия тесно связаны, но не являются одним и тем же. В идеале они не должны противоречить друг другу, что позволит избежать возникновения у потребителей диссонанса. Например, банк позиционирует себя как «близкий людям», но повышает ставки по кредитам, не заботится о функциональности мобильного приложения, вводит дополнительные комиссии на ряд операций. В перспективе негативная репутация приведет к потере доверия существующих клиентов и отпугнет потенциальных.

Почему бренд должен уметь управлять своей репутацией

Каждая компания сталкивается с негативом в свою сторону. Один отрицательный отзыв или заказной материал непорядочных конкурентов не «делает погоду», но когда они копятся, а бренд своевременно не предпринимает никаких действий, возникает реальная угроза. Именно поэтому формирование репутации бренда должно стать одной из приоритетных задач в течение всего периода жизнедеятельности проекта. Нельзя немного поработать и остановиться, только с постоянной работой над восприятием бренда, его стремление к развитию и эффективности будет полноценно реализовано на практике.
Разберем простой пример. Одна кофейня не может найти бариста, хотя предлагает достойную зарплату и соцпакет не хуже, чем у конкурентов. Несмотря на все перечисленное, кандидаты выбирают других работодателей или вовсе не доходят до собеседования. А другое аналогичное заведение закрывает вакансии за несколько дней: оплата труда чуть ниже рыночной, но желающих там работать гораздо больше.
Дело в том, что представленные кофейни по-разному относятся к своей репутации. Первая не ведет социальные сети, не работает с негативными отзывами. Желающим трудоустроиться, не сложно заметить плохие отклики о работе в данном заведении, а о позитивных моментах они ничего не знают. Вторая кофейня проявляет активность в социальных сетях, контролирует отзывы сотрудников, партнеров и клиентов, предлагает пути решения при наличии негативного мнения, предусматривает различные бонусы для своих бариста, например, участие в интересных мастер-классах.
Выводом из приведенного примера является вовсе не плачевная ситуация одного из бизнес-проектов и необходимость сворачивать деятельность, а потребность в грамотном управлении репутацией. Не сразу, но все можно исправить и постепенно прийти к желаемому результату. Положительная репутация поможет при подборе персонала. Такие компании при наличии вакансий привлекают большое количество кандидатов с высокой квалификацией, среди которых можно выбрать лучших в соответствии с установленными требованиями. Также грамотное управление репутацией бренда важно для:
  • поддержания высокого уровня продаж товаров или услуг;
  • обеспечения лояльности аудитории;
  • взаимовыгодного сотрудничества с приоритетными контрагентами;
  • эффективного продвижения бизнеса;
  • поддержания авторитета в среде конкурентов.
В 2023 году японский бренд Casio стал одним из героев репутационного скандала. Колумбийская певица Шакира в своем новом треке со скрытым смыслом зацепила бывшего мужа Жерара Пике и его новую избранницу фразой: «Ты променял премиальный Rolex на Casio».
Так известная компания неожиданно оказалась в центре семейной драмы с намеком на то, что ее часы «ну такое себе» приобретение. Но бренд не растерялся.
И для восстановления позитивной репутации команда Casio разработала ответные твиты, которые взорвали соцсети. Например: «Батарейка в наших часах работает дольше, чем длились отношения звездной пары». Зачем нужно было грамотное управление репутацией бренда в данном случае? Оно позволило:
  • сместить акцент;
  • постоять за себя в возникшей ситуации и развернуть ее в положительную сторону за счет тонкого юмора;
  • подчеркнуть надежность продукции;
  • показать, что потребители не стремятся менять не люксовые часы на что-либо другое;
Стоит отметить, компания не перешла тонкую грань в плане агрессии к личности, а это своего рода мастерство. В итоге негативная ситуация трансформировалась в позитивную возможность. А на бренд обратила внимание новая аудитория, которая ранее может и не слышала о нем.
Кстати, мы разрабатываем рекламные кампании
Посмотрите, как у нас это получается

Как управлять репутацией

В эпоху цифровизации управление репутацией бренда осуществляется в границах онлайн-просторов. Потребители получили возможность делиться своим мнением и опытом в глобальном масштабе. Отзывы о компаниях, рекомендации, обзоры на различных площадках стали очень востребованными и принимаются в качестве ориентира во время принятия решения о взаимодействии с бизнес-проектом. Чтобы репутация бренда в сети была на достойном уровне, следует использовать эффективные инструменты управления.

Комплексный подход или ORM маркетинг

Online Reputation Management — это управление репутацией компании в интернете посредством:
  • отслеживания упоминаний о бизнес-проекте в реальном времени;
  • общения с представителями аудитории, решения конфликтов в случае их возникновения, удаления из сети негатива или его «перекрытия» позитивными моментами;
  • распространения положительного контента о бренде на различных ресурсах (статьи, видео, пресс-релизы, интервью с сотрудниками);
  • SERM — инструмента на границе PR- и SEO-технологий, который используется для управления репутацией в поисковых системах.
ORM маркетинг необходим проектам любой сферы деятельности и масштаба — от стартапов до корпораций. Стратегические задачи определяются по ситуации: плохая репутация — исправляется, хорошая — поддерживается.
Для достижения стабильного результата всегда осуществляется три ключевых этапа:
  • Анализ ситуации. Важно понять, какое впечатление аудитория уже сформировала о компании. При мониторинге отзывов, упоминаний на форумах, отраслевых площадках или в соцсетях учитывается тональность, популярные запросы, действия конкурентов.
  • Определение и реализация стратегии. На данном этапе учитываются результаты проведенного анализа. Далее работа осуществляется по одному или нескольким блокам: поддержка и защита репутации, стимулирование увеличения числа положительных откликов, создание экспертного образа.
  • Мониторинг результатов. Данный этап позволяет оценить, насколько успешно выполняется поддержание или создание позитивной репутации бренда. При получении результатов, которые не дотягивают до целевых, стратегию можно скорректировать.

Отдельно о SERM

Search Engine Reputation Management представляет собой более узкий инструмент, эффективно работающий в поисковых системах.
Если на запрос «Отзывы о компании такой-то» в любом из браузеров выдается негатив, основная задача заменить все это позитивом. Для управления репутацией используется:
  • удаление негатива через службу поддержки ресурса (если найдены факты для этого) или обращение в суд;
  • помощь потребителям в разрешении возникших ситуаций с просьбой удалить или заменить оставленное мнение;
  • стимулирование аудитории к оставлению положительных отзывов;
  • вытеснение страниц с негативом из ТОПа в выдаче;
  • оптимизация соцсетей и блога компании под популярные поисковые запросы.
SERM может применяться как в составе ORM, так и эффективно работать отдельно.

Сила скрытого маркетинга

Смысл Hidden Marketing состоит в ненавязчивой подаче информации людям о достоинствах бренда, его услуге или продукте. Специалист ведет беседу в блоге, отзовике, на сервисе «Вопрос/Ответ» под видом обычного пользователя и реализует поставленную перед ним задачу. Высшее мастерство состоит в максимальной естественности, человек не должен прочувствовать даже грамм рекламы в диалоге.

Кратко о главном

Качественная работа с репутацией — это источник роста и успешности бренда. Отсутствие интереса к данному вопросу со стороны компании поставит под угрозу доверие клиентов и подорвет ее. Каждый негативный комментарий или клик являются увесистым камнем на чаше весов, поэтому не теряйте бдительность. Управляйте репутацией в сети постоянно, а не время от времени, и будет вам счастье.
Автор: Ирина Ольховая

Другие статьи