14 августа 2024 | Время чтения: 4 минуты

О чем поют финансы?

Песнь о роли брендинга в банковском секторе

Современный человек давно не «хранит деньги в сберегательной кассе». К тому же банковские системы сейчас — это не просто свинья-копилка, а действительно мощный многофункциональный инструмент, который успел стать настоящей необходимостью. Нужен ли ему брендинг и как ведут себя банки в сфере коммуникаций — разбираемся в этой статье.

Контекст

Отношение потребителей в секторе экономики и финансов наглядно отражают исследования — 9 из 10 человек не против сменить банк ради выгодных условий. Чтобы привлечь аудиторию — мало быть просто банком. У бренда должна быть сила. Ведь выбора стало больше, информация доступнее, а люди — финансово-грамотнее и гибче в своих решениях. Именно поэтому для брендов так важно не стоять на месте, а двигаться вперед вместе с тенденциями.
В каких направлениях развиваются банки сейчас?
1. Персонализация
Интуитивно понятные и персонализированные мобильные приложения, которые предлагают рекомендации и услуги, адаптированные под пользователя.
2. Комплексность
Экосистемность продолжает быть передовым свойством финансовых и технологических брендов. Единое пространство с интегрированными услугами предоставляют своим клиентам широкий спектр возможностей в рамках одной платформы.
3. AI
Использование ИИ для предоставления поддержки и ответов на вопросы клиентов в режиме реального времени. Искусственный интеллект также становится инструментом для автономности пользователей — люди предпочитают обслуживать себя самостоятельно, когда для этого есть возможности, нежели идти непосредственно в банк.
4. Безопасность
Высокий уровень кибербезопасности способствует росту доверия клиентов, ведь так они уверены в защите своих данных и финансов.
5. Доступность
Возможность совершать финансовые операции в любое время, из любой точки планеты — залог экономии времени клиентов.
6. Человечность
Быть серьезным — недостаточно. Создание эмоциональной связи и нарратива, выстраивающего основу для доверия и лояльности клиента стало важной частью идентичности брендов.
7. Диджитализация
Скорость, технологичность и лучший клиентский опыт в целом. Если у банка нет приложения — то в текущих реалиях, скорее всего, нет и клиентов.
8. Контент
Образовательные и развлекательные блоки, ведение соцсетей — все это также становится обязательным условием для лояльности аудитории.
Все эти элементы вышли далеко за пределы трендов — и стали обязательным вектором для роста. Реальность такова, что присутствие в диджитал-пространстве — это стандарт. И не важно нацелен ли банк на gen z или аудиторию старше. А потому вместе с постоянным движением вперед технологий, обновляются и сами бренды. Поэтому мы так часто видим новости о новом логотипе, фирменном стиле или и вовсе полном ребрендинге банка.

Примеры

Один из самых свежих примеров стал Тинькофф-банк. Узнаваемый солнечный желтый цвет на месте, но привычное название — претерпело изменения. Что по этому поводу говорит сам бренд?
«Мы будем пока делать упор на „Т-банк“, который будет объединять на уровне суббрендов все наши остальные сервисы» — заявил глава банка. Мы давно понимали, что стоило бы дать такое название, которое можно использовать не только в рамках кириллического сообщества. «Т-Банк» — это универсальное масштабируемое название, бренд «стерилен» и актуален для любого направления нашего возможного географического расширения. Буква «Т» становится узнаваемым визуальным элементом наших продуктов и сервисов". Обновленный в начале года логотип стал отличной визуальной опорой для нового нейма.
Вы видите „Т со щитом“ и сразу понимаете, что это про нас и нашу экосистему
Обновленный банк действительно наглядно отражает стремление бренда
к формированию единой экосистемы. Литера «Т» — компактное решением для объединения множества сервисов. К тому же, благодаря сохранению привычных визуальных констант, таких как, например, фирменные цвета, нововведения можно назвать относительно-спокойными для восприятия потребителя.
Отличным примером следования тенденциям — а также своей аутентичности, — стал брендинг Banco Itaú. Самый большой банк Бразилии отметил столетие новой айдентикой.
Обновление переосмысливает логотип и умело подчеркивает бразильские корни компании. Вдохновением для обновления стал… камень. Дело в том, что что смысл самого слова, будучи символом выносливости и надежности, глубоко укоренился в названии бренда Itaú. Ведь на языке коренных народов тупи-гуарани оно означает «черный камень». Так, неизменный с конца 70-х черный квадратный логотип, приобрел форму природных речных камней. Это стало отражением таких качеств бренда как динамичность и долговечность.
Подход к типографике и новая цветовая палитра стали важными особенностями новой идентичности. Сохраняя аутентичность и серьезность, новый Itaú стал более теплым, дружелюбным и доступным. Иллюстрации и фотостиль также подчеркивают человечность и придают бренду с большой историей бóльшую актуальность в современных реалиях, для современной аудитории.
Диджитализация — один из ключевых трендов для многих рынков. Но брендинг банка — дело тонкое. Этап аналитики в нашем проекте для ребрендинга Абсолют Банка показал, что в таком тонком вопросе, как финансы, человеку, наравне с технологиями, нужен человек.
В нестандартных ситуациях клиенты не хотят иметь дело c искусственным интеллектом. Им нужен живой человек, который разберется в ситуации и сможет оптимизировать решение под нее. Этот инсайт стал началом нового позиционирования Абсолют Банка. Основой которого стали две знаковые смысловые константы бренда — технологии и ориентация на человека, его удобство, комфорт. Важно, что это не взаимоисключающие факторы, а равноценные условия одной задачи. Абсолют — банк, формирующий свои решения в пространстве диджитал-гуманизма. От реальных потребностей человека — к технологическим решениям, способным их удовлетворить. От новейших технологических возможностей — к удобству их использования обычными людьми. От технологий — к человеку. От человека — к технологиям. И так бесконечное количество раз.
Двигаясь в ритме технологий, для цифрового бизнеса мы создали интерактивный брендбук. Это удобный гайд, с помощью которого сотрудники и контрагенты банка смогут понять суть и ценности обновленного Абсолюта, а также принципы работы с новой айдентикой. Интерактивный формат документа логически вытекает из бизнес-стратегии компании: держа курс на диджитал, важно быть последовательными и реализовывать выбранный вектор на уровне продукта. Кроме того, выбранный форм-фактор обеспечивает универсальный доступ к гайду из любой точки мира. Разобраться в платформе, уточнить стандарты айдентики, да просто распечатать необходимый бланк или форму — теперь сделать это становится гораздо проще. Брендбук перестал быть просто сводом правил, теперь это — интерактивный помощник, напрямую включенный в рабочие процессы.
Кстати, мы создаем сильные бренды
Посмотрите, как у нас это получается

И что в итоге?

Одно можно сказать с уверенностью — и чипсам, и банкам, — брендинг полезен всем. Это инструмент, как и сами банковские приложения, с комплексной экспертизой. Брендинговая стратегия помогает компаниям адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка и потребностям аудитории. Особенно сейчас, когда в эпоху диджитализации, так важно идти вперед не только в ногу с технологиями — но и с человеческим лицом.
Автор: Виктор Смирнов,
руководитель креативной группы OTVETDESIGN

Другие статьи